1. Какие собеседования надо пройти для поступления и что на них происходит?
Для поступления в гуманитарный класс соискатель должен пройти 6 собеседований (в зависимости от года набора и концепции набирающих класс учителей список заданий на собеседованиях может незначительно меняться)
Для поступления в гуманитарный класс соискатель должен пройти 6 собеседований (в зависимости от года набора и концепции набирающих класс учителей список заданий на собеседованиях может незначительно меняться)
а) письменная история.
Поступающим предлагается тест (10-15 вопросов) по всемирной и отечественной истории. Вопросы проверяют знание хронологии («расставьте в хронологической последовательности …»), основных фактов («соотнесите историческое событие и исторического деятеля», «вычеркните неправильное»), исторической и обществоведческой терминологии («приведите русские аналоги слов», «объясните разницу между терминами»), знание карты. Время выполнения задания – 40-45 мин.
Поступающим предлагается тест (10-15 вопросов) по всемирной и отечественной истории. Вопросы проверяют знание хронологии («расставьте в хронологической последовательности …»), основных фактов («соотнесите историческое событие и исторического деятеля», «вычеркните неправильное»), исторической и обществоведческой терминологии («приведите русские аналоги слов», «объясните разницу между терминами»), знание карты. Время выполнения задания – 40-45 мин.
Историческая задача - на выбор учащимся предлагается несколько исторических ситуаций в хронологическом диапазоне от древнего мира до конца XVIII в. Ситуация описывается с должной мерой подробности. Поступающих выбирает одну из задач и пишет "микро-эссе" (3-5 развёрнутых предложений), в котором на основании приведённых в условии фактов и собственных знаний, отвечает на поставленные вопросы. Проверяется умение письменно формулировать свои мысли, простраивать логические связи.
На том же собеседовании поступающие пишут историческое изложение. Зачитывается текст из научного или научно-популярного исторического исследования. «Экзотические» имена и термины выписываются на доске. Объем текста, как правило, составляет 1 печатную страницу (ок. 4 000 знаков). Читается текст три раза – два раза подряд в начале и еще один раз через 20-30 мин. При написании изложения необходимо понять мысль автора и изложить основной смысл его рассуждений, подкрепив их приведенными автором фактами. Не следует стремиться воспроизвести текст буквально. При оценке работы основное внимание обращается на то, насколько полно переданы мысли автора, его логика и аргументация. Оценивается так же грамотность и навыки организации текста.
На том же собеседовании поступающие пишут историческое изложение. Зачитывается текст из научного или научно-популярного исторического исследования. «Экзотические» имена и термины выписываются на доске. Объем текста, как правило, составляет 1 печатную страницу (ок. 4 000 знаков). Читается текст три раза – два раза подряд в начале и еще один раз через 20-30 мин. При написании изложения необходимо понять мысль автора и изложить основной смысл его рассуждений, подкрепив их приведенными автором фактами. Не следует стремиться воспроизвести текст буквально. При оценке работы основное внимание обращается на то, насколько полно переданы мысли автора, его логика и аргументация. Оценивается так же грамотность и навыки организации текста.
б) письменная литература.
На выбор поступающим предлагается два художественных текста: прозаический (рассказ, законченный отрывок из повести) и стихотворение. По одному из этих текстов необходимо написать эссе (2-3 страницы). В нем надо изложить основной смысл разбираемого текста, задачи, которые перед собой ставит автор, проанализировать художественные средства, которыми он их решает. В задание входит и небольшой тест на знание авторов, произведений, времени и обстоятельств их создания русской классической литературы.
На выбор поступающим предлагается два художественных текста: прозаический (рассказ, законченный отрывок из повести) и стихотворение. По одному из этих текстов необходимо написать эссе (2-3 страницы). В нем надо изложить основной смысл разбираемого текста, задачи, которые перед собой ставит автор, проанализировать художественные средства, которыми он их решает. В задание входит и небольшой тест на знание авторов, произведений, времени и обстоятельств их создания русской классической литературы.
в) устная история.
Непосредственно на собеседовании поступающие получают список из 50-70 тем. Темы охватывают всю мировую историю (отечественную и зарубежную от первобытности до современности). Большая часть тем сформулирована так, что для ответа требуется не рассказ о событиях, а рассуждение, основанное на знании фактов. Учащийся выбирает одну из тем и после 20-40 минут подготовки (во время которой можно делать записи, но нельзя пользоваться какими-либо печатными или электронными источниками информации) говорит по выбранной им теме с экзаменатором.
Непосредственно на собеседовании поступающие получают список из 50-70 тем. Темы охватывают всю мировую историю (отечественную и зарубежную от первобытности до современности). Большая часть тем сформулирована так, что для ответа требуется не рассказ о событиях, а рассуждение, основанное на знании фактов. Учащийся выбирает одну из тем и после 20-40 минут подготовки (во время которой можно делать записи, но нельзя пользоваться какими-либо печатными или электронными источниками информации) говорит по выбранной им теме с экзаменатором.
Оценивается не столько знание фактологии, сколько навыки аналитического мышления – умение увидеть связи между событиями, обозначить причины и последствия и т.п. Обращается внимание и на культуру речи, историческую эрудицию, умение оперативно отвечать на вопросы и т.п.
г) устная литература.
Соискатель выбирает три художественных произведения (повесть, роман, сборник рассказов - но не отдельный рассказ) по которым он готов поговорить на собеседовании (подается записка преподавателю с авторами и названиями произведений). На собеседовании поступающий говорит с экзаменатором об истории создания произведения, биографии автора, основных сюжетных линиях и героях, анализирует задачи автора и средства, которыми они решаются. Оцениваются навыки устной речи, кругозор, умение вести дискуссию, оперативно отвечать на вопросы, начитанность и т.п.
Соискатель выбирает три художественных произведения (повесть, роман, сборник рассказов - но не отдельный рассказ) по которым он готов поговорить на собеседовании (подается записка преподавателю с авторами и названиями произведений). На собеседовании поступающий говорит с экзаменатором об истории создания произведения, биографии автора, основных сюжетных линиях и героях, анализирует задачи автора и средства, которыми они решаются. Оцениваются навыки устной речи, кругозор, умение вести дискуссию, оперативно отвечать на вопросы, начитанность и т.п.
РЕКОМЕНДАЦИИ к выбору произведения.
Для устного собеседования по литературе поступающий должен выбрать три произведения, по одному из которых (а при необходимости - и по всем) будет вестись разговор во время собеседования. Выбираются произведения САМИМ поступающим. Это должны быть - роман или повесть (не рассказ).
Рекомендуем выбирать те произведения, которые прочитаны недавно и про которые поступающий может рассказать об авторе, его биография, о влиянии биографии автора на произведение, об обстоятельствах создания, общем фоне эпохи, изображённой в произведении и эпохи создания, выявить основную мысль автора, поговорить об образах героев произведения, поворотах сюжета, приёмах, которые использует автор для реализации своих художественных целей и проч.
Не рекомендуется выбирать что-то из молодёжной литературы последних лет. Не рекомендуется выбирать произведения школьной программы. Не рекомендуется фантастика или fantasy (исключение - Стругацкие, Лем, Бредбери, Саймак). Произведения Толкина, Льюиса, Роулинг - не очень хороший выбор. Если учащийся готов говорить о христианских мотивах во "Властелине колец" или провести аналогии между поттерианой и Диккенсом - то выбрать их, естественно, можно и должно. Но если к такому анализу - не готовы, постарайтесь выбрать что-то другое.
д) математика.
Письменная работа по программе 7 класса.
Письменная работа по программе 7 класса.
е) административное собеседование
проводится психолого-педагогической комиссией во главе с директором (или заместителем директора) школы.
Цель данного собеседования – как можно больше узнать о ребенке, понять его психологические особенности, выяснить учебную мотивацию, уровень подготовки по другим предметам (физика, химия, география, биология). Это необходимо для того, что бы составить представление, сможет ли поступающий справиться с высокими нагрузками по всем предметам.
проводится психолого-педагогической комиссией во главе с директором (или заместителем директора) школы.
Цель данного собеседования – как можно больше узнать о ребенке, понять его психологические особенности, выяснить учебную мотивацию, уровень подготовки по другим предметам (физика, химия, география, биология). Это необходимо для того, что бы составить представление, сможет ли поступающий справиться с высокими нагрузками по всем предметам.
2. На каких стадиях происходит «отсев» поступающих?
При наборе мы постараемся, чтобы все поступающие прошли первые четыре собеседования – устную и письменную историю и литературу. Первые списки не прошедших появятся одновременно с приглашением на математическое собеседование. Обычно до математического собеседования не доходит около трети поступающих.
Второй этап «отсева» происходит после математического собеседования. Окончательный список класса формируется после административного собеседования.
При наборе мы постараемся, чтобы все поступающие прошли первые четыре собеседования – устную и письменную историю и литературу. Первые списки не прошедших появятся одновременно с приглашением на математическое собеседование. Обычно до математического собеседования не доходит около трети поступающих.
Второй этап «отсева» происходит после математического собеседования. Окончательный список класса формируется после административного собеседования.
3. Как проходит устное собеседование и кто принимает в нем участие?
Мы приглашаем на собеседования к определенному времени. Поступающий готовится 15-20 минут. Во время подготовки можно (и желательно) делать записи (конспект ответа), которыми потом можно пользоваться при разговоре с экзаменаторами. На устном собеседовании по литературе можно (и желательно) иметь при себе текст произведения, которым учащийся может воспользоваться при подготовке. Можно пойти отвечать и без подготовки (если есть свободные экзаменаторы).
Само общение поступающего и экзаменаторов проходит в форме устного экзамена. Поступающие 15-20 минут говорят с экзаменатором по теме, отвечают на вопросы. Если тема выбрана явно неудачно, то, как правило, мы даем возможность выбрать другую тему и постараться сдать ее.
В качестве экзаменаторов выступают учителя-предметники и наши выпускники, обучающиеся по соответствующим специальностям.
Мы приглашаем на собеседования к определенному времени. Поступающий готовится 15-20 минут. Во время подготовки можно (и желательно) делать записи (конспект ответа), которыми потом можно пользоваться при разговоре с экзаменаторами. На устном собеседовании по литературе можно (и желательно) иметь при себе текст произведения, которым учащийся может воспользоваться при подготовке. Можно пойти отвечать и без подготовки (если есть свободные экзаменаторы).
Само общение поступающего и экзаменаторов проходит в форме устного экзамена. Поступающие 15-20 минут говорят с экзаменатором по теме, отвечают на вопросы. Если тема выбрана явно неудачно, то, как правило, мы даем возможность выбрать другую тему и постараться сдать ее.
В качестве экзаменаторов выступают учителя-предметники и наши выпускники, обучающиеся по соответствующим специальностям.
4. Можно ли родителям присутствовать на собеседовании?
Присутствие родителей на всех собеседованиях, за исключением административного, не допускается. Вы можете подождать Вашего ребенка в вестибюле школы.
Родители могут присутствовать во время административного собеседования. По этому поводу большая просьба к родителям: помните, что вопросы на собеседовании задают Вашему ребенку и не надо отвечать за него.
Присутствие родителей на всех собеседованиях, за исключением административного, не допускается. Вы можете подождать Вашего ребенка в вестибюле школы.
Родители могут присутствовать во время административного собеседования. По этому поводу большая просьба к родителям: помните, что вопросы на собеседовании задают Вашему ребенку и не надо отвечать за него.
5. О чем еще спрашивают на собеседованиях?
О чём угодно. Во время устных собеседований мы стараемся составить «портрет» поступающего, понять зачем он идет к нам, нужны ли мы ему, сможет ли он учиться и будет ли ему этот процесс доставлять радость и удовольствие. На собеседованиях мы стремимся поговорить о книгах, которые поступающий читает, музыке, которую он слушает, кинофильмах, которые ему нравятся. Стараемся выяснить, как он видит мир и что он в нем видит. Политические взгляды, религиозные убеждения, культурные пристрастия и проч. на собеседованиях не имеют никакого значения, наоборот, если поступающий может их грамотно выразить и аргументировано отстаивать – это повышает его рейтинг.
О чём угодно. Во время устных собеседований мы стараемся составить «портрет» поступающего, понять зачем он идет к нам, нужны ли мы ему, сможет ли он учиться и будет ли ему этот процесс доставлять радость и удовольствие. На собеседованиях мы стремимся поговорить о книгах, которые поступающий читает, музыке, которую он слушает, кинофильмах, которые ему нравятся. Стараемся выяснить, как он видит мир и что он в нем видит. Политические взгляды, религиозные убеждения, культурные пристрастия и проч. на собеседованиях не имеют никакого значения, наоборот, если поступающий может их грамотно выразить и аргументировано отстаивать – это повышает его рейтинг.
6. Зачем математика при поступлении в гуманитарный класс?
Если не приводить в качестве объяснения трюизмы о дисциплинировании ума (что не делает их менее верными), то математику всем, в том числе и гуманитариям, сдавать без всяких поблажек на «гуманитарность». ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 никто не отменял.
Во время обучения нагрузка по гуманитарным дисциплинам настолько велика, что если у поступающего будут провалы в точных или естественно-научных дисциплинах, то справиться с профессиональной нагрузкой он явно не сможет. Просто не хватит времени.
Часто бывает так, что поступающий, хорошо показавший себя на литературе и истории, проваливает математику. В этом случае мы иногда приглашаем его на административное собеседование. Если оно пройдено успешно, учащийся может быть зачислен в класс «условно». Условием является пересдача математики в июне или августе.
Если не приводить в качестве объяснения трюизмы о дисциплинировании ума (что не делает их менее верными), то математику всем, в том числе и гуманитариям, сдавать без всяких поблажек на «гуманитарность». ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 никто не отменял.
Во время обучения нагрузка по гуманитарным дисциплинам настолько велика, что если у поступающего будут провалы в точных или естественно-научных дисциплинах, то справиться с профессиональной нагрузкой он явно не сможет. Просто не хватит времени.
Часто бывает так, что поступающий, хорошо показавший себя на литературе и истории, проваливает математику. В этом случае мы иногда приглашаем его на административное собеседование. Если оно пройдено успешно, учащийся может быть зачислен в класс «условно». Условием является пересдача математики в июне или августе.
7. Сколько мест в набираемом классе?
Чётко определенной цифры нет. Примерно от 22 до 25.
Чётко определенной цифры нет. Примерно от 22 до 25.
8. Практикуется ли отчисление из класса во время обучения?
Такие случаи бывают.
Такие случаи бывают.
9. Можно ли в процессе обучения перевестись из гуманитарного класса в другие классы школы?
Категорически - нет.
10. В какие сроки проходит собеседование? Когда происходит зачисление в школу.
Собеседования будут проходить в апреле. Начать цикл собеседований можно каждый понедельник (в 16:00) до 30 апреля включительно. Если вы узнали о собеседованиях в мае – попробуйте связаться с организаторами, иногда есть возможность провести собеседования и после их официального окончания.
Мы очень постараемся сформировать списки класса к середине мая.
Собеседования будут проходить в апреле. Начать цикл собеседований можно каждый понедельник (в 16:00) до 30 апреля включительно. Если вы узнали о собеседованиях в мае – попробуйте связаться с организаторами, иногда есть возможность провести собеседования и после их официального окончания.
Мы очень постараемся сформировать списки класса к середине мая.
11. Нужно ли записываться на собеседования?
Если вы собираетесь прийти в первый раз, желательно зарегистрироваться на сайте школы.
Если вы собираетесь прийти в первый раз, желательно зарегистрироваться на сайте школы.
12. Как узнать дату собеседования?
Вся информация о расписании собеседований будет выкладываться на сайте http://gum-57.narod.ru и на сайте школы. Если вы зарегистрировались на сайте школы, то у вас есть личный кабинет - информация будет появляться в нём.
Вся информация о расписании собеседований будет выкладываться на сайте http://gum-57.narod.ru и на сайте школы. Если вы зарегистрировались на сайте школы, то у вас есть личный кабинет - информация будет появляться в нём.
13. Что делать, если в назначенный день не получается прийти?
Свяжитесь (желательно заранее, по электронной почте) с организаторами и сообщите об этом. Вам обязательно назначат другой, удобный для вас день.
Настоятельно не рекомендуем идти на собеседование, если вы заболели. Не говоря уже о риске заражения других детей, вряд ли это собеседование закончится успешно и для вас.
14. Можно ли рассчитывать на поступление в 8 класс шестиклассникам?
Такие случаи бывали, но настолько редко и давали настолько неоднозначные результаты, что мы не советовали бы Вам «прыгать» через класс. Потерпите год и поступайте вместе со своим возрастом.
Такие случаи бывали, но настолько редко и давали настолько неоднозначные результаты, что мы не советовали бы Вам «прыгать» через класс. Потерпите год и поступайте вместе со своим возрастом.
15. Можно ли поступать в будущий 8 класс нынешним восьмиклассникам?
С 2013 г. введено положение, согласно которому учащийся уже получивший образовательную услугу (обучение в 8 классе) не может получить ее еще раз (кроме случаев оставления на второй год в своем образовательном учреждении).
С 2013 г. введено положение, согласно которому учащийся уже получивший образовательную услугу (обучение в 8 классе) не может получить ее еще раз (кроме случаев оставления на второй год в своем образовательном учреждении).
16. Взимается ли плата за обучение и/или какие-либо дополнительные услуги (охрана, гардероб, уборка...)? Сколько стоит участие в собеседованиях?
И собеседования и обучение в нашей школе бесплатны.
Во время обучения родители учащихся оплачивают только поездки, экскурсии и (иногда) некоторые учебные пособия (атласы, дополнительные учебники английского языка).
И собеседования и обучение в нашей школе бесплатны.
Во время обучения родители учащихся оплачивают только поездки, экскурсии и (иногда) некоторые учебные пособия (атласы, дополнительные учебники английского языка).
17. Как узнать результаты собеседований?
Мы не публикуем результатов и не сообщаем баллов во время собеседования.
Если вы хотите посмотреть Ваши работы, то после первых 4 собеседований и публикации списков прошедших на дальнейшие собеседования можно связаться с организаторами и, оговорив день и время, прийти и посмотреть (и обсудить) результаты.
Мы не публикуем результатов и не сообщаем баллов во время собеседования.
Если вы хотите посмотреть Ваши работы, то после первых 4 собеседований и публикации списков прошедших на дальнейшие собеседования можно связаться с организаторами и, оговорив день и время, прийти и посмотреть (и обсудить) результаты.
18. Кто руководит собеседованиями?
В 2023/24 учебном году набор проводят преподаватели, которые и будут работать с классом в дальнейшем
Никольский Сергей Леонидович (история) nikolsk72@mail.ru
В 2023/24 учебном году набор проводят преподаватели, которые и будут работать с классом в дальнейшем
Никольский Сергей Леонидович (история) nikolsk72@mail.ru
Шапиро Надежда Ароновна (литература).
NB! Организаторы вполне осознают условность сочетания «письменное собеседование», но для нас – это уже устоявшийся профессиональный сленг.
ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ НА СОБЕСЕДОВАНИЯХ!